Речь пойдет о натюрморте. Натюрморт - от испанского natura morta — «мёртвая природа»— изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт можно встретить в искусстве со времён античности, тогда он рассматривался, как часть исторической или жанровой композиции.
![]() |
«Натюрморт с цветами и золотым бокалом», Петерс Клара. |
Натюрморт можно встретить в искусстве со времён античности, тогда он рассматривался, как часть исторической или жанровой композиции.
Однако, именно
в Голландии 17 века старые фламандские и голландские
мастера, так называемого золотого века, утвердили натюрморт в качестве самостоятельного жанра изобразительного
искусства.
![]() |
Аброзиус Босхарт Старший. |
Одним из самых первых выделился цветочный
натюрморт, который получил широкое распространение в нидерландской живописи.
Цветочные натюрморты голландских художников написаны на темном или темно коричневом фоне, в ярких красках. Можно видеть отточенность техники, яркую композицию и удивительно точную детализацию.
Цветочные натюрморты голландских художников написаны на темном или темно коричневом фоне, в ярких красках. Можно видеть отточенность техники, яркую композицию и удивительно точную детализацию.
При выборе цветов для
натюрморта основными критериями были их красота и редкость. Как правило, цветы
рисовались с натуры, поскольку ценилась точность и достоверность изображения.
Вместе с тем, в одном натюрморте могли быть изображены цветы, цветущие в разное
время, поэтому иногда рисование букета затягивалось на месяцы. Впрочем, столь
долгая работа окупала себя: цветочные натюрморты ценились очень высоко.
Во время написания картины с натуры цветок может завянуть или
раскрыть бутон, и для того чтобы передать все тонкости цветка, художники
сначала делали
отдельные зарисовки цветов, а потом составляли из них натюрморты.
Рубенс, портрет Яна Брейгель Старшего. |
Известно,
что для написания своих работ Фламандский художник Ян Брейгель Старший специально приезжал из Антверпена в ботанический сад Брюсселя, чтобы
иметь возможность рассмотреть и зарисовать различные цветы. Он делал предварительные наброски акварелью и тушью, изображая
цветы в разных ракурсах и при разном освещении.
![]() |
Ян Брейгель Старший. |
К
счастью, в наше время с такой подготовкой к написанию шедевра прекрасно
справляется фотоаппарат.
Причины востребованности цветочного натюрморта можно найти в
особенностях быта нидерландского общества. В первой половине 17 века нидерланды пережили небывалый
экономический и культурный расцвет.
Сказалась длительная война за независимость, богатеет
знать, появляются зажиточные горожане, которые могут позволить себе иметь,
загородные виллы, становится модно заводить сады и увлекаться цветами. Развитию цветоводства способствовали и природные условия местности.
В 17 веке картины предназначались, как
правило, для украшения интерьеров и имели камерный формат. Впервые
разнообразные предметы быта заняли место на картине исключительно из-за собственной
красоты и живописности.
![]() |
Аброзиус Босхарт Старший |
Большинство художников,
писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». В этом жанре работали Питер
Клас, Абрахам
ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян
ван Хёйсум и другие.
![]() |
Аброзиус Босхарт Старший. |
В их числе, известный фламандский художник Амброзиус Босхарт Старший, в династию которого входили три сына (Йоханнес, Абрахам и Амброзиус), два шурина (Йоханнес и Балтасар ван дер Асты) и зять (Иеронимус Свертс).
Йоханнес Босха |

Яркий талант художника
проявился у его сына, Йоханнеса
Босхарта.
Отличительные черты
его творчества — расположение предметов по диагонали картины и матово-металлический
колорит.
![]() |
Амброзиус Босхарт Младший |
Еще один сын - Амброзиус Босхарт Младший писал натюрморты
со скрытой символикой; в позднем творчестве использовал приемы светотеневой
моделировки. С помощью светотени художник выделял цветы на фоне
полумрака.
![]() |
Балтасар ван дер Аст |
Балтасар ван дер Аст любил изображать на столе
корзину с цветами или блюдо с фруктами, а на переднем плане вдоль кромки стола
помещал необычные предметы: причудливые раковины, экзотические цветы и плоды. Яркие насекомые, птицы-попугаи и бабочки особенно привлекали художника. Ему было также свойственно привносить в натюрморт сюжет и
движение.
Петерс Клара Нидерландская художница, мастер натюрмортов.
Петерс Клара принадлежала к забытым мастерам первой половины 17 века. В это время насчитывалось большое количество нидерландских художников, существовала конкуренция, и сожалению, художник женщина
не была востребована.
Комментариев нет:
Отправить комментарий